Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893 года в Грузии. У него было две сестры и два брата, хотя последний умер в раннем возрасте. Поэт учился в гимназии города Кутаиси, свободно владел грузинским языком и активно интересовался политикой. В 1906 году отец автора умер от заражения крови, а в июле того же года Владимир вместе с матерью и сестрами навсегда переехал в Москву.
В столице Маяковский стремится продолжить обучение – он поступает в 5-й класс классической гимназии, но, отучившись год, его отчисляют из-за невозможности платить за обучение. Его семья жила в нищете, поэтому парень не мог реализовать свое желание получить достойное образование.
Первые свои произведения Маяковский публиковал в нелегальных журналах, за что его не раз арестовывали. Его стихи содержали революционный характер, поэтому местные власти были не слишком довольны и сделали все, чтобы автор «заткнул рот». Находясь в тюрьме, он не переставал записывать стихи в тетрадь, но собственные творения расстраивали будущего поэта.
С 1908 года Маяковский состоит в РСДРП, но отбыв срок третьего ареста, выходит из партии и начинает писать свою автобиографию. В 1913 году вышел его первый сборник стихов под названием «Я». После этого было опубликовано несколько произведений поэта, но начавшаяся Первая мировая война побудила Маяковского пойти добровольцем.
В 1915 году появилось его первое крупное длинное стихотворение «Облако в штанах». В том же году он познакомился с Лилией Брик (1891-1978), женой искусствоведа Осипа Брика. Он стал завсегдатаем квартиры Брикс, несколько своих стихов посвятил Лилии, иногда говоря в стихах: «Ты мне не нужна! / Я не хочу тебя!» как в «Хребетной флейте». Лилию раздражало постоянное обожание Маяковского, его больные зубы и небрежное отношение к внешности. Чтобы угодить ей, Маяковский посетил дантиста, стал носить лук и ходить с тростью.
Маяковский служил в Петроградском автомобильном училище Вооруженных Сил чертежником с 1915 по август 1917 года. Он был редактором газеты «Футурист» в 1918 году и писал для журнала «Искусство коммуны и искусство». Между 1919 и 1921 годами он разработал эмблемы и написал короткие пропагандистские пьесы и тексты для РОСТА, Российского телеграфного агентства. Он также начал писать политическую поэзию, детские стихи и «коммерческие» стихи, своего рода рекламные стишки, для государственных предприятий. Маяковский использовал в текстовых лозунгах смешанные ритмические рисунки, разные стили и неологизмы. В «Комической тайне» (1918) (пьеса о том, как раскрылась религиозная тайна); в этом произведении Маяковский «высмеивал» религию и религиозность в людях; он описал борьбу между двумя группами людей, «грязным» рабочим классом и «чистым» высшим классом. Землю уничтожил потоп, выжившие ищут убежища на Северном полюсе. «Грязные» уничтожают «Чистых» и создают на земле рабочий рай, где люди «будут жить в тепле / и свете, иметь электричество / двигаться по волнам». Позже Маяковский попытался снять фильм по этой пьесе, но проект был отклонен Моссоветом из-за его «непонятного для масс языка».
Весной 1919 года Маяковский вернулся в Москву, где бурная атмосфера русской революции вдохновила его на написание популярных стихов, поддерживающих идеи бывших большевиков, а также идеи анархистов. Его поддержка большевиков отделила Маяковского от многих друзей, которые эмигрировали или замолчали. В конце концов, большевики стали нетерпимы к авангардистским движениям. Среди прочего, Ленин не любил футуризм. Художественная мастерская Татлина была закрыта по распоряжению партии, а Кандинский и Шагал уехали в Европу.
В 1924 году Маяковский написал элегию на смерть Владимира Ленина, которая со временем прославила его на всю Россию. Он путешествовал по Европе, США, Мексике и Кубе и записал свой опыт в книге «Мое открытие Америки». Маяковский был одним из немногих писателей, которым разрешили свободно выезжать за границу.
Хотя Маяковский любил и «поклонялся» Лилии Брик, у него были отношения и с другими женщинами. В 1925 году Маяковский приехал в гости к своему другу, художнику Давиду Бурлюку, в Нью-Йорк, где на одном из поэтических вечеров познакомился с эмигранткой Элли Джонс (в девичестве Элизабет Зиберт). Через год у нее родилась дочь. Бывший муж Элли, Джордж Джонс, вписал свою фамилию в свидетельство о рождении девочки, чтобы она считалась «законнорожденной», став ее законным отцом.
Маяковскому многое прощалось, в 1928 году он даже привез из Франции новый автомобиль «Рено» своей возлюбленной Лили. Отношения со старой возлюбленной были настолько запутанными, что они даже какое-то время жили вместе – Лиля, Владимир и Иосиф Брик.
С 1930 года для Маяковского началась череда печальных событий: его произведения не находили отклика в обществе, а многие известные критики стали утверждать, что его «выписали». Конечно, сам автор чувствовал, что творчество стало даваться ему с трудом, но выхода из сложившейся ситуации он буквально не видел.
После прекращения отношений с Лилей Брик писатель какое-то время встречался с актрисой театра Вероникой Полонской (муж чуть раньше расстался с бывшей любовью из-за разногласий по поводу видения счастливого брака), и, как рассказывала сама девушка в интервью советскому журналу «Экран» В 1990 году Владимир ужасно ревновал ее к искусству. Мужчина не слишком обрадовался, когда его возлюбленная снова отправилась в театр на участие в спектаклях, и всячески пытался ее остановить. Во время визита к Веронике 14 апреля 1930 года он застрелился и, наконец, оставил предсмертную записку, в которой просил никого не винить в его смерти.
Вес мозга Маяковского, как указано в протоколе вскрытия, составлял 1700 граммов; он весил на 360 граммов больше, чем мозг Ленина. Маяковский осудил самоубийство поэта Сергея Есенина в стихотворении несколькими годами ранее, но в 1929 году он сказал другу, читая стихи на стадионе «Динамо»: «Кто написал отличное стихотворение и прочитает его здесь, тот может умереть». В предсмертной записке Маяковский писал: «Мать, сестры, друзья, простите меня — это не путь (другим не рекомендую), но для меня другого выхода нет. / Лиля — любит меня».