Мирское имя Патриарха Никона – Никита Минин. Он родился 7 мая 1605 года в мордовском селе Вельдеманово под Нижним Новгородом. Однако протоиерей Аввакум, тоже родом из Нижегородской области, считал, что отец Никиты был черемисом (марийцем) по имени Мина, а мать Мариам — русской. Будущий патриарх называл себя русским. Его мать умерла вскоре после рождения сына, отец женился во второй раз, поэтому мальчик рано был брошен на произвол судьбы.
С ранних лет Никита проявлял сильный характер и стремление к самостоятельности. В детстве он научился читать и писать у местного священника и решил посвятить всю свою жизнь служению Богу. В возрасте двенадцати лет мальчик стал послушником Макарьево-Желтоводского монастыря в Нижнем Новгороде. Отец неоднократно пытался вернуть сына домой, но Никита уже твердо определился со своим жизненным путем. В возрасте двадцати лет он был рукоположен в священники.
Никита женился, но его дети умерли в младенчестве, после чего молодой священник решил, что судьбой суждено принять монашеский постриг. Он расстался со своей молодой женой, которая тоже стала монахиней Алексеевского монастыря в Москве, и отправился на Русский Север. В 30 лет Никита Минин стал монахом Соловецкого монастыря с новым именем — Никон.
В 1639 году, после конфликта с игуменом Елеазаром, Никон решил покинуть Соловецкий монастырь и ушел в небольшой монастырь близ Каргополя. Никон был предприимчив, на Соловках ведал финансовой частью монастыря, поэтому через четыре года на новом месте стал настоятелем и отправился в Москву, чтобы представиться царю Алексею Михайловичу и попытаться организовать сбор пожертвований для своего монастыря.
Молодой игумен был благосклонно принят царем, произвел на него хорошее впечатление и вскоре был назначен игуменом Новоспасского монастыря на Крутицкой горе, у Москвы-реки. С тех пор Никон пользовался безграничным доверием царя Алексея Михайловича, указом которого в 1649 году он был возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого. В Новгороде Никон решил осуществить свою мечту — упорядочить службу, приблизив ее к греческому образцу.
Дело в том, что многие века на Руси богослужебные книги переписывались от руки. Неудивительно, что за это время в них накопилось множество ошибок, приведших к отступлению от греческих канонов. С развитием книгопечатания появилась возможность привести их к единому образцу. Такая бурная деятельность в митрополии вызвала волнения в Новгороде, в 1650 году Никону пришлось вернуться в Москву. В апреле 1652 года в столице скончался патриарх Иосиф, а в июле того же года Никон был провозглашен новым патриархом всея Руси. Именно тогда он решил провести церковную реформу, о которой давно думал. Начал он с того, что, собрав большую библиотеку греческих рукописей, стал сверять их с московскими богослужебными книгами. К работе была привлечена группа переводчиков, чтобы они могли выявить несоответствия между ними.
Сам царь Алексей Михайлович полностью доверял в этом вопросе новому патриарху и не вмешивался в церковную реформу. Более того, во время отсутствия царя в Москве Никон фактически управлял государством, к которому Алексей Михайлович добавил к титулу патриарха царский титул «Великий Государь». На всех официальных церемониях Никону должны были оказывать такие же почести, как и самому царю.
Прошло время, и отношения между царем и патриархом серьезно осложнились. Властолюбивый Никон неоднократно заявлял, что власть патриарха должна превышать власть царя. Недаром он уподоблял себя Солнцу, а русского царя — Луне. То есть к своему спутнику.
Еще в 1656 году Алексей Михайлович демонстративно перестал посещать богослужения, проводимые патриархом, чтобы подчеркнуть разрыв между представителями светской и духовной власти. Царь также потребовал исключить из обращения к Патриарху титул «Великий Государь». Возможно, конфликт мог быть разрешен смирением Никона, но он потребовал от царя покаяться перед ним. В 1666 году на заседании собора было решено лишить Никона патриаршего сана и отправить его простым монахом в Ферапонтов монастырь, находившийся на Белом озере.
Алексей Михайлович умер в 1676 году, и на престол вступил его старший сын Федор. В то время бывший патриарх Никон был уже немолод и слаб здоровьем. Несмотря на то, что по повелению нового царя ему было позволено переселиться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в 1681 году, 76-летний Никон не смог преодолеть этого дальнего пути, он скончался в пути 17 августа в Ярославле.
Похороны Никона состоялись 26 августа 1681 года в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, проститься с бывшим патриархом прибыл царь Федор Алексеевич. По его просьбе через год Никон снова был причислен к патриархам. В 2013 году был открыт саркофаг Никона. К удивлению археологов, он оказался пустым. Скорее всего, саркофаг был просто разграблен задолго до восстановления монастыря. По свидетельству верующих, у гроба патриарха Никона часто происходили чудесные исцеления, что привлекало сюда множество паломников.
В 1862 году в Новгороде был установлен памятник «Тысячелетие России». На ней изображены фигуры 129 известных деятелей государства, в том числе патриарха Никона. А в 2005 году в селе Вельдеманово, где прошло детство Никиты Минина, прошли торжества, посвященные 400-летию со дня его рождения. Рядом с источником была открыта баня и установлен поклонный крест.
Реформы патриарха Никона вызвали раскол в Русской православной церкви. Часть верующих во главе с протоиереем Аввакумом выступила против этого, несмотря на то, что на городском соборе 1656 г все продолжавшие двуперстно креститься были объявлены еретиками и отлучены от церкви. Последователей старообрядчества стали называть раскольниками.