Биография: Михаил Глинка — автор оперы «Жизнь за царя»

Михаил Глинка, автор оперы «Жизнь за царя

Родина Михаила Ивановича Глинки — село Новоспасское Смоленской губернии. Здесь 1 июня 1804 года родился будущий знаменитый композитор. Его отец, Иван Николаевич Глинка, был капитаном в отставке, потомком старинного дворянского рода белорусско-литовского происхождения. Один из его предков принял православие и подданство в Российской империи в середине XVII века.

В детстве Миша был слабым и болезненным ребенком. До шести лет его воспитанием занималась бабушка Фекла Александровна, женщина строгая и властная. Только после ее смерти мать Глинки Евгения Андреевна получила возможность полноценно общаться с собственным сыном. Михаил очень любил слушать русские народные песни и мечтал, что однажды станет известным композитором и создаст настоящую русскую оперу.

В 1817 году 13-летний Михаил был отправлен родителями в Петербург в Дворянский пансион при Главном педагогическом институте. Воспитанием его в столице занимался однокашник А. С. Пушкина по Царскосельскому лицею Вильгельм Карлович Кюхельбекер, будущий декабрист. А учителем музыки был придворный композитор Катерино Альбертович Кавос, который уже после первых уроков определил, что у мальчика настоящий музыкальный талант. Здесь юный Глинка познакомился с самим Александром Сергеевичем Пушкиным, младший брат поэта Лев учился у Михаила в Дворянском пансионе.

В то время Катерино Альбертович Кавос написал оперу «Иван Сусанин», которая, кстати, не понравилась его ученику. В отличие от учителя, нечасто бывавшего в русской провинции, Михаил хорошо знал жизнь простых людей. По словам Глинки, персонажи оперы Кавоса мало походили на крестьян, которых он видел в родной Смоленской губернии.

После окончания интерната Михаил поступил на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения. Несмотря на то, что он мечтал заниматься только музыкой, отец был непреклонен – сын должен найти себе серьезную должность, а музыка, по мнению Ивана Николаевича, была просто благополучием, и не более того. Но в руководстве Глинки-младший служил только по необходимости, отдавая музыке все свободное время. Вскоре некоторые его произведения, такие как романс «Не искушай меня без надобности», написанный на слова Евгения Абрамовича Баратынского, стали популярны в салонах Петербурга. Их очень ценил даже сам Пушкин, общение Глинки с великим поэтом продолжалось до его трагической гибели.

Читайте:  Даша Савина (Тик Ток): биография, фото, инстаграм

Но и сам Михаил Иванович Глинка не собирался останавливаться на достигнутом, он был уверен, что находится только в самом начале своего творческого пути, поэтому главные его работы были впереди. В Петербурге знакомится со многими известными поэтами и музыкантами, кроме Пушкина общается с А. С. Грибоедовым, А. С. Даргомыжским, В. А. Жуковским, М. А. Балакиревым.

В 1930 году Глинка отправился в заграничную поездку. В течение нескольких лет он посетил Австрию, Германию, Италию, познакомился с музыкальной культурой этих стран, общался с известными итальянскими композиторами Беллинни и Доницетти. Глинка вернулся в Россию только через четыре года, получив известие о смерти отца.

Дома он начинает работу над оперой, главным героем которой должен стать Иван Сусанин, простой костромской крестьянин, отдавший жизнь за спасение молодого царя Михаила Федоровича. Завершил произведение Глинка в 1836 г. Чтобы получить разрешение на остановку оперы на сцене в Петербурге, нужна была положительная оценка К.А. Кавоса. Несмотря на то, что он сам был автором оперы о трагедии Ивана Сусанина, Кавос не нашел «плагиата» в произведении своего ученика. Более того, он назвал его «истинно национальным композитором».

Премьера оперы под названием «Жизнь за царя» состоялась в Большом театре в Санкт-Петербурге 27 ноября 1836 года, в этот день в зрительном зале с семьей присутствовал даже сам император Николай I. Успех был невероятным, в зале недолго смолкали аплодисменты. Даже несмотря на то, что через несколько дней в столичных газетах появились критические статьи, в которых опера «Жизнь за царя» была названа «возничейской». Среди героев оперы было слишком много простолюдинов, что было нетипично для того времени.

Но писатель не остался без царской милости, его тут же назначили капельмейстером придворной песенной капеллы, эту должность Глинка занимал более двух лет. В это время он начинает работу над новой оперой — «Руслан и Людмила», по мотивам знаменитого произведения Пушкина премьера состоялась ровно через шесть лет после выхода в свет «Жизни за царя» 27 ноября 1842 года. На этот раз не было торжества, опера была признана провальной, на нее обрушился настоящий шквал критики.

Читайте:  Мила Азул Био: рост, вес, карьера, состояние, факты, история знакомств

Чтобы отвлечься от грустных мыслей, Глинка снова уезжает за границу. На этот раз он посетил Испанию, где написал две увертюры на испанские народные темы. В 1847 году Глинка вернулся в Россию, но в Петербург ехать не торопился, некоторое время жил сначала в Новоспасском, а потом в Смоленске, не раз у него были мысли уехать из России, но у него были проблемы с для получения заграничного паспорта. Пришлось сначала остановиться в Варшаве, а потом перебраться в Петербург. Выехать за границу ему удалось лишь в 1852 году. Глинка провел два года в Париже, ненадолго вернулся в Россию и в 1856 году отправился в Берлин. Он умер здесь 3 февраля 1857 года. Причиной смерти стали осложнения после сильной простуды. Композитор был похоронен на лютеранском кладбище в Берлине лишь через несколько месяцев, благодаря стараниям младшей сестры Михаила Ивановича Людмилы, его прах был перезахоронен на Тихвинском кладбище
Санкт-Петербург.

Несмотря на успешную карьеру композитора, личная жизнь Глинки не сложилась. Два его брака распались, поэтому последние одиннадцать жизни Михаил Иванович провел холостяком.

Оцените статью
Знаменитости
Добавить комментарий