В 1864 году русский художник Константин Флавицкий написал свою самую известную картину «Княжна Тараканова», за которую в возрасте 34 лет был удостоен звания профессора исторической живописи. Через два года Флавицкий умер от туберкулеза, а его имя в истории живописи сохранилось благодаря этому особому полотну.
На картине изображена тюремная камера в Петропавловской крепости, через зарешеченное окно льется вода, а на кровати стоит молодая женщина, прекрасно понимающая, что ее судьба решена, и ей суждено погибнуть в ледяной воде. В основе сюжета полотна лежит легенда, согласно которой в сентябре 1877 года в Петербурге умерла княгиня Тараканова, биография которой не менее загадочна, чем, например, тайна самозванца Лжедмитрия.
Кем была эта княжна Тараканова и существовала ли она на самом деле или это просто вымысел? По преданию, в сороковых годах восемнадцатого века дочь Петра Великого, императрица Елизавета, тайно вышла замуж за своего фаворита, днепровского казака Алексеева Розума, который по приказу Елизаветы был возведен в графы и получил фамилию Разумовский.
А во время пугачевского восстания в Германии неожиданно появилась некая княжна, выдававшая себя за дочь русской императрицы и Алексея Разумовского. Та самая княгиня Тараканова. Никто не мог объяснить происхождение фамилии. Кто-то уверял, что ее отец, Алексей Разумовский, родился в слободе Таракановка, но никто не знал, где находится эта слобода? Было и другое объяснение — сестра Разумовского была замужем за полковником Драганом. Поэтому она не Тараканова, а Драганова. Но это были только версии.
По свидетельствам очевидцев, Ц имел довольно привлекательную внешность, был худ и хорошо говорил на нескольких европейских языках. Во время пугачевского мятежа она вдруг стала необычайно активной и даже стала собирать средства для мятежного атамана, уверяя, что он впоследствии поможет ей получить законное право на русский престол. На руках у нее даже были некоторые документы, подтверждающие это право, но в их подлинность мало кто верил.
Его истинное происхождение было довольно туманным. Одни (немногие) действительно считали ее законной наследницей императрицы Елизаветы Петровны, другие утверждали, что она обычная дочь трактирщика из Праги, третьи были уверены, что ее отец был булочником из Нюрнберга. И называла себя сначала мадемуазель Франк, потом мадам Тремуй, пока не вспомнила о своих русских «корнях». Ее всегда окружали состоятельные поклонники, некоторые из которых были даже по уши в долгах, так как молодая женщина любила жить на широкую ногу».
Слухи о «наследнике» престола дошли и до российской императрицы Екатерины II, которая заявила, что на самозванца не следует обращать внимания, но и терпеть конкурента не желает. Графу Алексею Орлову было поручено ответственное задание — похитить княжну Тараканову и доставить ее в Петербург. Забегая вперед, следует отметить, что он прекрасно выполнял поручения Екатерины. Решив действовать не силой, а хитростью.
Он решил познакомиться с Таракановой, выдавая себя за ее ярого поклонника. Орлов предложил княжне не только руку и сердце, но и помощь, чтобы «законный» наследник смог занять престол. Сама Тараканова поверила обещаниям Орлова. Вскоре граф предложил ей отправиться в Ливорно для осмотра русского флота. Он даже убедил ее не сопровождать его в таком путешествии.
Самозванке предложили подняться на палубу корабля, матросы приветствовали ее восторженными криками. Правда, сам Орлов вскоре куда-то исчез, а княжну арестовали. Чтобы снять подозрения с Орлова, Таракановой сообщили, что граф тоже арестован. Вскоре русская эскадра снялась с якоря и 11 мая 1775 г прибыла в Кронштадт.
Следствие по делу мошенника длилось семь месяцев. Она давала туманные показания, часто закатывала истерики с заключенным, просила о личной встрече с императрицей Екатериной II и уверяла, что открыть ей тайну может только она. Когда Екатерине сообщили о такой просьбе, она пришла в ярость и заявила, что самозванка «не в своем уме».
Внезапный переход от роскошной жизни к тюремной камере не мог пройти бесследно, осматривавший ее врач сказал, что у самозванки были явные признаки туберкулеза, к тому же она была на пятом месяце беременности, предполагалось, что отцом ребенка был ее «поклонник», граф Орлов, на из-за которого она оказалась в Петербурге.
Екатерина даже решила проявить к несчастной свою царскую милость — ей была предложена свобода и даже возможность выйти замуж за влюбленного в нее поляка Доманского в обмен на искреннее признание своей вины. Но гордая принцесса отказалась. Она уже не рассчитывала на русский престол, но упорно сохраняла веру в свое дворянское происхождение.
4 декабря 1775 г княгиня Тараканова умерла в остроге от туберкулеза и была похоронена на крепостном дворе. Перед смертью она исповедовалась, но тайны ее рождения не раскрыл даже священник. Образ художника Флавицкого, конечно, очень трогателен, но на подлинность претендовать никак не может. Изображенный на ней потоп произошел почти через два года после смерти княгини Таракановой, в сентябре 1777 года.
Но на этом загадки княгини Таракановой не закончились. Долгое время бытовала другая легенда, что в 1785 году, через десять лет после официального известия о кончине самозванца, приняла монашеский постриг некая княгиня Тараканова, скончавшаяся лишь в 1810 году в Ивановском монастыре в Москве. Все эти годы она находилась под охраной, при этом ее регулярно посещали высокопоставленные лица, в том числе митрополит Платон
Судьба загадочного самозванца привлекала не только художника Флавицкого. К этой теме не раз обращались известные русские писатели, например, в 1868 году П. И. Мельников опубликовал очерк «Княгиня Тараканова и княгиня Владимирская».
Автор Г. П. Данилевский опубликовал в 1883 г роман «Княжна Тараканова». Кинематографисты также не обошли стороной эту загадочную женщину. В 1990 году вышел фильм В. Мельникова «Царская охота».