Отцом Божией Матери был Иоаким, человек веры и справедливости. Мать по имени Анна, как и ее муж, всегда следовала букве Божьего закона. Эта семья жила в полной гармонии, только одно омрачало существование супругов: отсутствие детей. Много лет Анна и Иоаким молились, чтобы Господь послал им ребенка, но молитвы были напрасны. Страдания бездетной четы усугублялись насмешками окружающих, которые не упускали возможности оклеветать горе этой праведной четы.
Анна и Иоахим прожили в браке почти 50 лет и уже отчаялись иметь детей. Но однажды Анна, гуляя в саду, увидела ангела. Он пообещал удивленной женщине, что она скоро станет матерью, а ее ребенок будет известен всему миру. Анна поспешила домой, чтобы рассказать мужу о видении. Каково же было удивление Анны, когда оказалось, что Иоаким тоже видел ангела, возвещающего, что молитвы о ребенке услышаны.
Через некоторое время Анна действительно забеременела. Тогда супружеская пара дала обет, что отдаст новорожденного на служение Господу. Дочь родилась в срок и была названа Марией (на иврите это имя произносится Мириам и переводится как «красивая», «сильная»). Соседи Иоакима и Анны снова начали сплетничать, на этот раз дивясь чуду.
Супруги вырастили дочь и приготовились выполнить свое обещание. Через три года маленькую Марию отдали на воспитание в Иерусалимский храм. Удивительно, но девочка легко преодолела пятнадцать шагов до ворот храма, которые порой были непростыми даже для взрослых.
Через несколько лет умерли праведные Анна и Иоаким. Мария продолжала жить в храме и вместе с другими девочками училась в специальной школе. Здесь юных воспитанников обучали основам естественных наук, учили Слову Божию, а также готовили к мирской жизни, ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. До 12 лет Мария жила в стенах этой школы. Лучше всего девушке досталось шить. Существует легенда, что именно ей доверили сшить занавеску и ковер для храмового святилища.
При таком воспитании из Марии должна была вырасти завидная невеста – трудолюбивая, набожная и образованная. Но такая судьба девушку не привлекла, и она дала обет безбрачия. Это создавало определенные трудности: зрелым девушкам не разрешалось жить в храме, а повзрослевшей Марии пришлось покинуть Божий дом.
Но жить одной по законам того времени ей было нельзя. Священники, привязавшиеся к ученице, нашли выход: Марию выдали замуж за престарелого вдовца Иосифа, который в силу возраста должен был содержать девушку в чистоте, чтобы она не могла нарушить данное Богу слово.
Сначала старец не обрадовался молодой невесте, упавшей ему на голову. К тому же мужчина боялся сплетен за спиной и насмешек со стороны родственников и соседей – настолько велика была разница в возрасте. Однако Иосиф не посмел пойти против воли священников и взял Марию в дом и назвал его своей женой.
Через некоторое время Иосиф, работавший плотником, на несколько месяцев ушел из дома и отправился на следующую стройку. Мария, оставшаяся на ферме, следила за порядком, много ткала и молилась. Согласно легенде, во время молитвы девушке явился ангел, поведавший о скором рождении сына.
По словам ангела, мальчик должен был стать спасителем людей, тех, прихода которых евреи долго ждали. Марию смутило это откровение, потому что она осталась девственницей. На что ей сказали, что она будет страдать от высшей силы, а не от мужского семени. Этот день в христианской традиции стал праздником Благовещения – в память о благой вести, которую получила Богородица.
И действительно, вскоре Мария поняла, что беременна. Женщина еще не догадывалась о роли, которую сыграет ее сын, но понимала, что стала участницей настоящего чуда Непорочного зачатия.
Иосиф, вернувшись через некоторое время домой, сразу заметил перемены, происшедшие в его жене. Этот добрый человек не сразу поверил рассказу Марии, и решил, что наивная девушка просто пала жертвой обмана соблазнившего ее молодого соседа.
Старик не винил свою жену и даже тайно хотел отпустить ее из города, чтобы она не стала жертвой правосудия: измена в те времена строго наказывалась, прелюбодейную женщину можно было побить камнями и выпороть. Затем плотнику явился ангел и рассказал о непорочном зачатии Марии. Это убедило Джозефа в невиновности его жены, и он позволил девушке остаться.
Незадолго до установленного срока Цезарь Август объявил всеобщую перепись. Для этого люди должны были прийти в Вифлеем самостоятельно. Иосиф и Мария отправились в путь. Прибыв на место, они обнаружили, что город просто переполнен толпами людей. Место для ночлега найти не удалось, и пара решила переночевать в пещере, где пастухи прятали свой скот от дождя.
Именно там Мария родила сына. Первой колыбелью мальчика стала ясли для кормления животных. В ту же ночь над пещерой сияла Вифлеемская звезда, свет которой возвестил людям о появлении чуда на земле. Кроме того, свет Вифлеемской звезды увидели волхвы, которые немедленно отправились в путь, чтобы лично поклониться новорожденному Сыну Божию и принести ему дары.
Через семь дней, как того требовал закон того времени, младенца обрезали и дали ему имя. Сына Девы Марии звали Иисус. Затем мальчика привели в церковь, чтобы представить Богу и принести традиционную жертву. Некий старец Симеон, также пришедший в тот день в храм, благословил младенца, поняв, кто перед ним. Марии он иносказательно намекнул, что и ей, и ее сыну уготована трудная судьба.
Пока Святая Дева Мария с мужем и новорожденным младенцем находилась в Вифлееме, жестокий и честолюбивый царь Ирод узнал о рождении Сына Божия. Но прорицатели, рассказавшие Ироду о случившемся чуде, не смогли ответить на вопрос, в чьей семье родился Иисус.
Итак, не долго думая, царь приказал уничтожить всех новорождённых, которые только есть в Вифлееме. О надвигающейся беде Иосифа предупредил ангел, вновь явившийся старцу во сне. Тогда плотник укрылся с Марией и младенцем в Египте, и только когда миновала опасность, вернулся с семьей в родной Назарет.
О дальнейшей биографии Богородицы в Евангелии написано немного. Известно, что Мария повсюду следовала за Иисусом Христом, поддерживала его и помогала нести Слово Божие людям. Женщина также присутствовала при чуде, которое совершил Иисус, превратив воду в вино.
Видно, Марии пришлось нелегко: постоянные проповеди, которые проповедовал ее сын, не всегда вызывали хороший отклик у людей. Нередко Иисусу и его последователям приходилось терпеть насмешки и агрессию со стороны тех, кто не хотел принимать постулаты религии.
В день, когда Иисуса Христа распяли палачи Понтия Пилата, Мария почувствовала боль сына и даже потеряла сознание, когда гвозди вонзились в его ладони. И хотя Матерь Божия с самого начала знала, что Иисусу суждено пострадать за грехи людей, сердце Матери едва выносило такие страдания.
Остаток жизни Мария провела на Афоне, проповедуя среди язычников и неся Слово Божие. Ныне на этом месте построен большой комплекс монастырей и соборов, каждый из которых содержит свидетельства явленных Богоматерью чудес: многочисленные чудотворные иконы (некоторые из них, по преданию, нерукотворные), пояс Богородицы (хранятся в Ватопедском монастыре), а также мощи людей, причисленных церковью к лику святых.
В конце жизни Мария все дни проводила в молитве, прося сына взять ее к себе. Однажды женщине снова явился ангел, возвестивший, что ее молитвы услышаны, и через три дня ее желание будет исполнено. Мария, радостно приняв известие о своей скорой смерти, три дня посвятила прощанию с теми, кто был ей дорог.
В назначенный день Мария, лежа на смертном одре, покорно ожидала своей участи. Вокруг нее собрались близкие ей люди. Все стали свидетелями нового чуда: сам Иисус Христос спустился с небес, чтобы взять с собой свою мать. Душа Марии покинула тело и вознеслась в Царство Божие. Тело, оставленное на кровати, казалось, светилось грацией.
Согласно записям историка Евсевия Кесарийского, Мария умерла в 48 году от Рождества Христова, но есть и другие письменные свидетельства, называющие как более ранние, так и более поздние даты. Согласно библейскому преданию, Богородица прожила 72 года.
Через некоторое время апостолы обнаружили, что тело Девы Марии исчезло из гробницы. В тот же день им явилась Богородица и возвестила, что тело Ее вознесено на небо вслед за душой, чтобы Она могла стать святой заступницей о Боге за нуждающихся в помощи людей. С тех пор день Успения Богородицы считается одним из важнейших христианских праздников.
После земной кончины Богородицы осталось несколько мест, которые, по преданию, считаются уделом Девы Марии. Это гора Афон, Киево-Печерская Лавра, Иверия (сейчас это территория Грузии) и Серафимо-Дивеевский монастырь. Считается, что молитвы, прочитанные в один из таких уделов, непременно будут услышаны Богородицей.
8 декабря — день Непорочного Зачатия Девы Марии — в некоторых странах даже объявлен государственным праздником. Из европейских стран такое решение приняли Италия, Австрия, Швейцария, Испания. В этот день в католических храмах и православных храмах читают службы и молебны. Этот день также считается государственным праздником в Аргентине и Восточном Тиморе.