Антонио Канова – итальянский мастер скульптуры, интересный представитель неоклассицизма. Он прославился на весь мир благодаря своим удивительным работам — обнаженным фигурам из мрамора, имитирующим древнегреческие статуи. Некоторые современники упрекали мастера за отсутствие жизненности в его скульптурах, но многие были в восторге, называя Антонио «верховным министром красоты».
Работы скульптора действительно вобрали в себя элементы барокко и классического ренессанса, но в них не чувствуется мелодраматических тонов или искусственности.
Тот, кто видел работы Кановы, утверждает, что в его творениях гипс и камень оживают и переплетаются в причудливом дуэте истинного искусства.
Детские и юношеские годы
Маэстро искусства родился 1 ноября 1757 года в коммуне Поссаньо на северо-востоке Италии. Его отец и дед работали каменщиками, считались отличными мастерами.
В 1761 году умер отец Бэби Антонио, а через год его мать решила снова выйти замуж. Потом мальчика стал воспитывать дедушка по имени Пазино, владелец мастерской. Он заменил отца Антонио. Дед передал внуку свои познания в архитектуре, эскизах, черчении и дизайне.
Когда мальчику было всего 10 лет, он уже создавал скульптуры из гипса и глины, изучал технику резьбы по мрамору. Любопытно, что в 9 лет он создал две маленькие фигурки из гипса, которые потом вырезал из итальянского мрамора. Эти копии сохранились до наших дней.
В подростковом возрасте талант Кановы расцвел. Первые каменные работы понравились крупным заказчикам. Именно тогда молодой человек познакомился с членом парламента Джованни Фальеро, который поручил молодому скульптору создать для поместья статуи Орфея и Эвридики. Эта встреча перевернула всю жизнь обоих: Фальеро стал его защитником и покровителем.
Антонио был учеником Джузеппе Бернарди, а два года спустя решил учиться у Джованни Феррари. Затем юноша начал обучение в Академии изящных искусств (Венеция). В эти годы он создавал произведения для итальянских монастырей. Молодой человек окончил учебное заведение с дипломами и различными наградами.
Личная жизнь
Сведения о том, был ли скульптор женат, до нашего времени не дошли. Историки ничего не знают о семейной жизни мастера и умалчивают об имени его жены. Известно, что у Кановы не было детей.
Скульптура
В 1780 году Канова выполнил заказ местного прокуратора (скульптура «Дедал и Икар») и отправился в Рим. Столичные произведения искусства вдохновляли его, что послужило движущей силой нового этапа в развитии мастера. Вскоре молодого скульптора признали одним из лучших творцов, слава о нем разнеслась по всей Италии.
Работы талантливого скульптора заинтересовали даже папу Пия VII и Наполеона. Оба стали его клиентами. Папа назначил Канову куратором художественных памятников в своих владениях, и Наполеон хотел, чтобы Антонио выставил его с большим размахом. Однако шедевром была признана не эта работа, а скульптура любимой сестры французского императора Полины Бонапарт.
После отречения Бонапарта от престола по предложению Антонио были возвращены произведения искусства, которые император вывез из Рима. За это папа дал ему титул маркиза д’Искья и включил его имя в Золотую книгу Капитолия.
Но положение Пия Седьмого не спасло мастера от козней кардинала. Антонио уехал из Рима в родную коммуну, где и оставался последние несколько лет.
Шедевр скульптора находится во французском Лувре («Амур и Психея»). В Русском Эрмитаже хранится произведение «Три грации». В Интернете есть много фотографий работы мастера.
Наиболее примечательным знатоки творчества мастера считают его произведение «Кающаяся Магдалина». Это поздняя работа, которая хранится в Белом дворце в Генуе. Это мраморная фигура женщины, стоящей на коленях рядом с черепом. Канова изобразил ее молодой и красивой затворницей. Череп у ног символизирует хрупкость мира. Раньше у нее в руках был крест, который, к сожалению, не сохранился до наших дней.
Одной из завершающих работ (1822 г.) является скульптура «Венера и Марс».
Причина смерти
Нет никаких записей о том, как умер 64-летний Канова. Мастер умер 13 октября 1822 года в Венеции. Его сердце покоится в знаменитом местном соборе — Санта-Мария-Глориоза. Антонио самостоятельно спланировал место своего посмертного убежища. Мавзолей напоминает архитектурное великолепие Древнего Рима.
Сторонники и преподаватели академии собрали деньги на строительство памятника. Возле дверей надгробия была установлена женская фигура, держащая сосуд. Именно здесь было расположено сердце Кановы. А тело маэстро скульптуры покоится в мавзолее недалеко от дома, где он жил последние годы.